Подходы выдающихся архитекторов


Архитектор – новатор Мельников Константин Степанович (1890 – 1974) – известный советский архитектор, чье  творчество отличалось самобытностью и оригинальностью. Его постройки и проекты существенно повлияли на развитие мировой архитектуры 20 века.

Не очень был склонен Константин Степанович
к классификации своих творческих приемов. Это
отличало его от большинства других ведущих
архитекторов 20-х годов. Тогда все лидеры
творческих школ и течений как раз стремились
в максимальной степени систематизировать свои
творческие приемы, чтобы в доступной форме изло-
жить их своим ученикам (И. Жолтовский,
Н. Ладовский, А. Веснин, И. Голосов, И. Фомин
и др.).
Мельников же принципиально избегал систе-
матизации своих творческих приемов. Ему, ви-
димо, казалось, что, систематизировав собствен-
ные приемы, он станет повторяться в твор-
честве, а это для него было неприемлемым.
Ему казалось, что классификация и системати-              
зация своих приемов — это внедрение логи-
ческого начала, которое будет сковывать твор-
ческую фантазию архитектора. Например, он резко
отрицательно оценивал работу ряда архитек-
торов-конструктивистов над проблемой матема-
тизации проектирования. Он считал, что архи-
тектурное творчество и математика не совместимы.
Настоящее архитектурное произведение,—
говорил он,— должно выявить в человеке эмо-
ции, поэтому необходимо создавать формы,
рассчитанные на определенный эмоциональ-
ный эффект. Нельзя ограничиваться только выяв-
лением конструкции — это не архитектура, а
лишь ее скелет, необходимо искать живую
форму.
Эмоциональное отношение к форме с нагляд-                      
ностью проявлялось и в восприятии Мельникова                    
своих осуществленных произведений. Мы
осмотрели вместе с ним пять московских клу-
бов, клуб в Дулеве, три гаража и административ-
ное здание бывшего Ново-Сухаревского рынка.
Оказалось, что он сам многие из этих сооружений
не посещал десятки лет. Я видел и раньше не-
которые из них, но осмотр их вместе с автором
позволил посмотреть на них совсем иными гла-
зами. И дело не только в том, что автор на натуре
многое профессионально разъяснил в особен-
ностях планировки, конструкции и объемно-
пространственной композиции построек. Об этом
мы подробно беседовали и до поездок, рассматри-
вая проекты и фотографии.
Интересно и в высшей степени поучительно
было наблюдать за Мельниковым как человеком,
воспринимающим архитектурное произведение.
Это не был, так сказать, автор-экскурсовод,
объясняющий другим особенности замысла свое-
го проекта. Нет. Он очень эмоционально воспри-
нимал свои собственные произведения, он вол-
новался и, не стесняясь, восхищался удачной ком-
позицией и эффектным ракурсом. Особенно
эмоционально он воспринимал внешний облик
клуба им. Русакова — было видно, что это произ-
ведение ему очень нравится.
Надо сказать, что в то время все осмотрен-
ные нами десять построек Мельникова были в пло-
хом состоянии, многое в них было перестроено,
многое утрачено, в целом они имели запущен-
ный вид (сейчас некоторые из них приведены
в порядок). Казалось бы, это должно было удру-
чать Мельникова, испортить ему настроение.
И хотя это его, конечно, огорчало, все от-
ходило на второй план, так как он эмоционально
воспринимал художественную композицию и ре-
шение пространства. Он смотрел на свои пост-                                      
ройки какими-то просветленными глазами, и было
.видно, как он рад, что через много лет произведе-
ния его молодости кажутся ему не утратившими
художественной ценности в собственных глазах.
Он смотрел на них, сам оценивал свои по-
стройки и практически не интересовался мне-
нием других. Свой личный критерий, как и на про-
тяжении всего творческого пути, он считал для
себя определяющим. Он как бы весь ушел в себя,
и было заметно, как в его душе происходил
очень важный для него творческий процесс
зосприятия и оценки давно не виденных им
построек.
И в то же время нельзя сказать, что Кон-
стантин Степанович был равнодушен к оценке его
произведений и творчества в целом.


   
Дом-мастерская Константина Мельникова, Москва, Кривоарбатский переулок, 10





  



Дом культуры им. И. В. Русакова, Москва. 1927 - 1929. Архитектор Константин Мельников  



Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 1923 год.




                      Жизненный и творческий путь  Мельникова К.С.


                            Детство

Константин Степанович Мельников родился 22 июля
(3 августа) 1890 года в районе Петровско-Разумов-
ского, который был дачной окраиной Москвы. Здесь
проходило шоссе, соединявшее Петровскую (ныне Тими-
рязевскую) сельскохозяйственную академию с Москвой.
Среди богатых дач выделялась глинобитная, крытая
соломой постройка для рабочих, обслуживавших шоссе.
По этой постройке местность получила название
Соломенной сторожки; так называлась остановка трамвая 
и станция паровичка.
Отец Степан Илларионович Мельников родом из
крестьян села Александрова Сергачевского уезда Ниже-
городской губернии. Мать Елена Григорьевна, урожденная
Репкина, крестьянка из деревни Мокруши Звенигородско-
го уезда Московской губернии. Родители Мельникова
имели пятерых детей. Костя был четвертым ребенком.
У мальчика рано проявился интерес к творчеству,
который в той своеобразной обстановке проявлялся в спе-
цифических формах. В автобиографических записках
Мельников попытался изложить и те факты своего ран-
него детства, которые свидетельствовали о художествен-
ных стремлениях маленького Кости. Приведу три фрагмента. 
"Старшая сестра Катенька ходила в школу, и я частенько подса
саживался к ней, когда она готовила уроки. Меня тянуло
к бумаге и карандашу, и раз огрызком карандаша я удач-
но нарисовал человека и ввиду его пропорций — наФ
верзилой. Отец заметил мою страсть ко всякого рода
бумажкам, принес мне из канцелярии академии выброшен-
ные в корзинку всякого рода конверты и другой бумажный
мусор, в моей же памяти сохранилось об этом, как о дра-
гоценности по красоте и лоску этих сокровищ".
"Отхожее место было у нас во дворе, и очевидно 
это место использовалось и другими случайными
посетителями, и даже лицами иного класса.

            В Училище живописи,
            ваяния и зодчества

Двенадцать лет жизни Константина Степа-
новича связаны с Училищем живописи, ваяния
и зодчества. Он поступил в него пятнадцати-
летним подростком, а окончил зрелым двадцати-
семилетним человеком. Из малограмотного де-
ревенского паренька он превратился за эти годы
в высокообразованного интеллигентного худож-
ника и архитектора.

Московское Училище живописи, ваяния и зод-
чества было важнейшим центром подготовки
деятелей художественной культуры, вторым
по значению после Петербургской Академии
художеств. И если по уровню преподавания архи-
тектуры Училище все же уступало Академии,
то в области рисунка и живописи уровень обуче-
ния здесь был высоким.
Общеобразовательное отделение было
своеобразной подготовительной школой для тех.
кто не имел необходимого общего образования
и не мог сразу поступить на одно из трех
специальных отделений (живописи, скульптуры
и архитектуры). Но именно на общеобразователь-
ное отделение был очень большой конкурс,
сюда стремились поступить люди самого различ-
ного возраста, из различных социальных
слоев, те, у кого имелись художественные наклон-
ности, но не хватало общего образования. Отбор
претендентов был очень жесткий. В 1905 году
Мельников был принят в числе одиннадцати из 270
сдававших конкурсные экзамены.


После первой неудачной попытки посту-
пить в Училище Мельников еще сильнее желал
стать его учеником. И вот его мечта сбылась.

Рисовать!—скромный лист бумаги, в руках
уголь и какая беспредельность в выразитель-
ности! В музыке другое — слух, нужно иметь уши,
а здесь нужно иметь глаза. ГЛАЗА! — что
может быть красивее зрительной красоты! Рисуя,
я брал уголь не за хвост, а поперек и нежно,
почти воздухом, касался девственной поверхности
бумаги. Чистые мои пальцы, мытые мылом через
каждые 1 /4 часа, работали по бумаге, как по кла-
вишам пианист, извлекая в ней те же звуки.
Учебная жизнь степенная с теплотой русской
школы, создавшей Мир искусства, Союз рус-
ских художников и, кажется, была идеальной
в сравнении со всеми существующими ныне
Академиями,— писал позднее Мельников.
За пять лет обучения на общеобразовательном
отделении учащиеся усваивали многие действи-
тельно общеобразовательные дисциплины (ис-
тория, математика, естествознание и т. д.),
но одновременно с этим большое внимание уделя-
лось художественным дисциплинам. Основной
был рисунок (гипсовые модели), который рас-
сматривался как общая художественная дисци-
плина, необходимая и живописцу, и скульптору,
и архитектору.
Как вспоминает Мельников, рисовали мы
обязательно по три часа четыре первых дня
недели... Рисовали углем вольной графикой на сло-
новой бумаге или французской, а я полюбил
старый английский ватман. Руководили худо-
жественным воспитанием учащихся общеобра-
зовательного отделения такие известные ху-
дожники, как В. Бакшеев, С. Малютин, С. Ива-
нов, Н. Клодт и др. Мельников делал большие
успехи. Его рисунки (головки Мельникова) от-
мечались в 1910 году в одной из статей, посвя-
щенных обзору выставки работ Училища (газета
Русское слово).
В. Чаплин советовал своему воспитаннику
после окончания общеобразовательного отделения
продолжать учебу на архитектурном отделении.
Сам работавший в сфере строительства, он
очень хотел, чтобы Мельников стал архитекто-
ром, считая, кроме всего прочего, что из худо-
жественных профессий эта наиболее надежно обес-
печит его воспитаннику жизненный комфорт.
Отечески он говорил Мельникову, что не жи-
вопись, а архитектура даст ему материальный
достаток, и добавлял, что не хочет, чтобы его
любимый воспитанник ходил в рваных штанах.
Было решено, что Мельников после окончания
общеобразовательного отделения пойдет на архи-
тектурное отделение. Мельников так и сделал
и почти месяц занимался на архитектурном отде-
лении. Однако вскоре он обнаружил, что из тех,
кто учился с ним на общеобразовательном отде-
лении, на архитектурное перешли те, кто плохо
рисовал, а наиболее одаренные в художественном
отношении предпочитали идти на живописное
отделение. Такие же советы слышали они и от
своих преподавателей-художников. Мельников счи-
тался одним из наиболее способных на своем
курсе. Его успехи в рисунке были настолько
значительны, что на живописное отделение его
переводили прямо в фигурный класс, минуя
головной. И он принимает решение перейти
с архитектурного отделения на живописный, убе-
див долго не соглашавшегося на это В. Чаплина
и обещав ему посещать лекции на архитектурном
факультете и закончить его после завершения
учебы на живописном. Таким образом в течение
четырех лет обучения на живописном отделении
Мельников одновременно занимался в качестве
вольнослушателя на архитектурном отделении,
где, однако, изучал только теоретические дисци-
плины, т. е. не выполнял курсовых проектов.
Собственно архитектурным проектированием
(учебным) он стал заниматься лишь с 1914 года,
т. е. в возрасте двадцати четырех лет, а до этого
почти десять лет осваивал в Училище рисунок
и живопись. Мельников пришел в архитектуру
с таким уровнем художественного профессиона-
лизма, которым не мог похвастаться ни один из
его соучеников по архитектурному отделению.

                           
















Начало творческого пути


На старших курсах архитектурного отделения
Училища и в первые годы после его окончания
Мельников работает в духе неоклассики.
Еще студентом он был привлечен известным
специалистом по промышленной архитектуре
А. Кузнецовым к проектированию первого в Рос-
сии автомобильного завода АМО (ныне завод
имени Лихачева). Конструктивная часть проекта
разрабатывалась выдающимся инженером
А. Лолейтом. Мельников отвечал за архитектурно-
художественные вопросы.
Молодой студент уже в первой практической
работе проявил твердость в отстаивании своих
творческих принципов. Он проектировал фасады
административного и ряда производственных
корпусов. Административному корпусу он считал
возможным придать репрезентативный облик.
Фасады производственных корпусов (по контрасту
с административным) Мельников проектировал
очень сдержанно. По поводу архитектурного об-
лика производственных цехов у Мельникова
произошел молчаливый заочный спор с Кузнецо-
вым. Мельников сделал в карандаше простой фа-
сад цеха и ушел. Пришел А. Кузнецов и пририсо-
вал ордерные детали. Мельников на другой день
стер эти детали и все сделал опять по-своему.
Кузнецов еще раз возобновил детали, Мельников
вновь все стер и восстановил свой вариант.
На следующий день Мельников увидел, что Куз-
нецов оставил нетронутым его вариант. Так
и строили.
Проекты Мельникова 1919—1920 годов пока-
зывают, что он, оставаясь приверженцем неоклас-
сики, постепенно переносил центр тяжести
в создании архитектурного образа с ордерных
деталей на общую объемно-пространственную ком-
позицию. Показательны в этом отношении два
проекта: поселок для служащих при психиатри-
ческой больнице и дом-коммуна. Первый жилой
комплекс решен в традициях классики (как в об-
щей планировке, так и в деталях зданий), вто-
рой — это смелый объемно-планировочный экспе-
римент (жилой корпус образует огромный овал
с внутренним двором, и ордерные детали уже
почти отсутствуют). В проектах 1920 года (камен-
ные и деревянные жилые дома для рабочих)
продолжался процесс очищения фасадов от ордер-
ных деталей, и Мельников все пристальнее всмат-
ривается в объемно-пространственную структуру
зданий, пытаясь именно в ней найти фор-
мообразующие возможности создания нового архи-
тектурно-художественного образа.
Мельников завершил свое архитектурное об-
разование в 1917 году, т. е. как архитектор он был
ровесником Советской России (диплом архитек-
тора он получил в мае 1918 года).
В 1964 году в автобиографии он так писал
об Октябрьской революции: Октябрьским урага-
ном потрясся весь мир. Заколебались до фунда-
ментов вековые устои существования людей,
обнажились первичные законы справедливых тре-
бований жизни, и каждый живой из нас, в этот
редкий истории народов момент, легко мог за-
метить бескорыстие и чистоту природного языка
искусства,— этого кристального источника, сла-
бого самозащитой и могучего по силе перевопло-
щения человеческих страстей в красоту их пере-
живания.
Ни одно место Земли не имело столь ясного
Знамения будущего. Только широко распластан-
ная на мощном континенте, безответно-трепетная
Россия восприняла на себя одна всю совре-
менную новизну испытаний, проб и эксперимен-
тов.
А рядом Запад притих, издали ждал... чего?
У себя там строил, не переставая, но, конечно,
не следовало бы так настойчиво претендовать
на начало того, чем сейчас современное челове-
чество пользуется — в кровяных лужах, выпав-
шей из гнезда России, зарождалось обновление.
В начале 1918 года была создана как Трудо-
вая артель (с принятым затем на общем собрании
уставом) Архитектурная мастерская Моссовета.
Мастерская (артель) имела своеобразную струк-
туру. Во главе стоял главный мастер — И. Жол-
товский, который играл роль творческого руково-
дителя и консультанта. Работали в мастерской
под руководством старшего мастера А. Щусева
мастера (дипломированные архитекторы) и под-
мастерья (в основном студенты). Разрабатывались
проекты по перепланировке Москвы (центр и пе-
риферийные районы) — план Новая Москва.
К. Мельников, Н. Ладовский, И. Голосов, Л. Вес-
нин, А. Рухлядев, П. Голосов, И. Гринберг,
В. Кокорин, Э. Норверт, А. Поляков, И. Фидлер,
С. Чернышев и другие были среди мастеров
этой мастерской (нас было двенадцать апосто-
лов, говорил Мельников). Мельников разрабаты-
вал проект планировки Бутырского района
Москвы, а также (совместно с А. Поляковым
и И. Фидлером) района Ходынского поля.
В 1918 году в нашей стране была осуществле-
на реформа художественного образования. Вместо
различных типов художественных учебных за-
ведений была создана единая система Госу-
дарственных свободных художественных мас-
терских (ГСХМ). Московское строгановское
художественно-промышленное училище и Учи-
лище живописи, ваяния и зодчества были преоб-
разованы в Первые и Вторые ГСХМ. На архи-
тектурном факультете Вторых ГСХМ, где мас-
терские возглавляли И. Жолтовский, А. Щусев
и И. Рыльский, в 1919—1920 годах начались
брожения среди студентов, выступавших уже про-
тив живой классики. Осенью 1920 года в резуль-
тате слияния Первых и Вторых ГСХМ был обра-
зован Вхутемас. На его архитектурном фа-
культете постепенно оформляются три центра
со своими творческими концепциями и принципа-
ми преподавания: академические мастерские
(председатель предметной комиссии И. Жолтов-
ский, преподаватели А. Щусев, Э. Норверт,
В. Кокорин, И. Рыльский, Л. Веснин и др.),
объединенные левые мастерские —Обмас (Н. Ла-
довский, Н. Докучаев, В. Кринский) и отдельная
самостоятельная мастерская И. Голосова
и К. Мельникова, носившая поочередно назва-
ния: Синтетическая мастерская № 2, Мастерская
экспериментальной архитектуры, Новая Акаде-
мия. Во вновь созданные левые мастерские
(Обмас и Новую Академию) перешли многие
студенты из старых мастерских.
Получилось так, что те, кто еще недавно в нед-
рах этого же архитектурного факультета боро-
лись вместе со своими товарищами за внедрение
в преподавание неоклассики, а затем прошли через
циклы бесед Жолтовского, теперь вместе с новым
поколением студентов боролись против засилья
в архитектурной школе той же неоклассики.
Вновь созданные левые мастерские требовали
создания при каждой из них самостоятельной
предметной комиссии, определяющей методику
преподавания, а следовательно, и творческую
направленность мастерских.
Первым добился самостоятельности Обмас,
в связи с чем архитектурный факультет Вхуте-
маса был разделен на два отделения, каждое
со своей предметной комиссией. Мастерская экспе-
риментальной архитектуры (Новая Академия) ока-
залась в сложном положении. И. Голосов
и К. Мельников отказались присоединиться
и к академическому, и к левому отделению,
добиваясь самостоятельности в определении мето-
дики преподавания. Лишь в ноябре 1922 года
мастерская И. Голосова и К. Мельникова была
признана третьей самостоятельной группой на ар-
хитектурном факультете. (Однако к лету 1924 года
Новую Академию все же слили с академическим
отделением архитектурного факультета, и Мель-
ников ушел из Вхутемаса.)
Борьба во Вхутемасе отражала обострение
творческой борьбы в самой архитектуре на этапе
формирования новой архитектуры. Лидеры твор-
ческих течений обратили тогда особое внимание
на высшую архитектурную школу, где гото-
вилось молодое поколение архитекторов. За влия-
ние на это поколение и шла борьба.

В начале 20-х годов во Вхутемасе в творческой борьбе
столкнулись лидеры трех творческих течений —                                                                                             
И. Жолтовский (неоренессансная школа — 
одна из самых влиятельных в рамках неоклассики),
 И. Голосов (символический динамизм)
и Н. Ладовский (рационализм). В середине 20-х
годов во Вхутемасе появляется мастерская
лидера архитектурного конструктивизма А. Весни-
на. Каждый из этих архитекторов преподавал
на основе своего метода: изучения классического
ордера (И. Жолтовский), построения архитектур-
ных организмов с выявлением движения (И. Го-
лосов), психоаналитического метода (Н. Ладов-
ский), функционального метода (А. Веснин).
Мельников пристально присматривался ко
всем творческим течениям и связанным с ними
методам преподавания. Можно даже сказать, что
в той или иной степени он осваивал в этих
методах то, что ему было близко. На какое-то
время он увлекался и личностью лидера творческо-
го течения, и его концепцией формообразова-
ния, но затем на определенной стадии освоения
и осмысления принципов и приемов Мельников
все настороженнее начинал относиться к самой
творческой системе данной конкретной концепции.
Что-то сопротивлялось в его собственной твор-
ческой личности полному признанию кредо того
или иного творческого течения. И это было не раз.
Сначала он увлекся концепцией Жолтовско-
го, но его не удовлетворила ориентация на опре-
деленную традиционную художественно-компо-
зиционную систему (классический ордер). Затем
он сближается с И. Голосовым, но вскоре приемы
и средства символического динамизма покажутся
ему ограниченными. Его очень привлекала
логичность концепции Ладовского, и он даже всту-
пает в созданную им в 1923 году творческую
организацию рационалистов —АСНОВА (Ассо-
циация новых архитекторов), но и эта концеп-
ция кажется ему в чем-то излишне рассудочной.
Когда в 1923—924 учебном году на архитектур-
ном факультете Вхутемаса началось новое
брожение среди студентов, направленное уже
против формального метода преподавания на
основе концепций Ладовского и Голосова,
Мельников с сочувствием отнесся к исканиям студентов
и вместе с ними участвовал в начале 1924 года
на заседаниях вновь созданной архитектурной
группы — ЛЕФа — ИНХУКа. Но вскоре он увидел,
что противопоставляемый формальному методу
конструктивизм имеет свои жесткие ограничения,
многие из которых для Мельникова были
неприемлемы. Эти контакты Мельникова с взаимо-
действующими и противоборствующими твор-
ческими концепциями все больше убеждали его
в том, что не только ни одна из них не устраи-
вает его до конца, но что ему вообще противопока-
зана такая модель формирования творческой
концепции, на базе которой можно создать тща-
тельно разработанную методику преподавания.
Это, разумеется, не значит, что концепции И. Жол-
товского, И. Голосова, Н. Ладовского или А. Весни-
на были в чем-то творчески ущербны. Нет, уже
то, что на их базе можно было создать методику
преподавания, говорит об уровне разработанности
этих концепций и определяет их высокий
класс. Просто талант Мельникова был иного рода,
не просто высокой, но редкостной пробы. Это
был как бы постоянно действующий генератор