Строительные
материалы и конструкции сами по себе не оказывают на архитектуру
непосредственного влияния.
В далекой
древности — в эпоху Микен или в еще более ранние эпохи, когда у человека почти
не было возможностей обрабатывать строительные материалы,— выбор их предлагала
сама природа, единственный поставщик строительного материала, определяя тем
самым и все способы строительства. Архитектуру этих примитивных эпох можно
назвать «гением находок», ибо невозможность обрабатывать строительные
материалы заставляла искать их в готовом виде в природе. Подходящие глыбы
камня, стволы деревьев, шкуры животных — вот в основном те материалы, которые
можно было использовать, а собственно архитектура состояла в их целесообразном
сочетании.
Это примитивное
искусство рождает в нас особое чувство восхищения первыми и скромными
победами человеческого разума над грубой, нетронутой природой. Здесь мы, несомненно,
можем говорить о самом конкретном влиянии материалов и способов строительства
на архитектуру. Стоило бы даже отметить некую непреложность этой зависимости.
И все же по мере
развития причина и следствие не могут быть одинаково просто обнаружены. На
смену «чистым» элементам природы приходят обрабатываемые строительные
материалы, которые все меньше напоминают девственную природу, испытывая
постоянное воздействие способов их обработки, а способы обработки в свою
очередь возникают и постоянно обновляются в процессе развития строительного
искусства.
Архитектура,
таким образом, во многом сама создает свой арсенал материалов и методов
строительства.
Углубленный
анализ убеждает нас в том, что история архитектуры не только
последовательная смена одних законченных конструктивных решений другими; она,
скорее, многосторонний процесс развития, который благодаря внутреннему взаимодействию
всех его факторов постоянно порождает новые решения, новые формы, новые
строительные материалы, постоянно изменяет само использование строительных
конструкций.
И вместо того,
чтобы просто констатировать влияние материалов и конструкций па архитектуру,
правильнее будет не предвзято и внимательно рассмотреть этот внутренний
процесс, попытаться определить характер происходящих в нем изменений.
Рассмотрение эволюции архитектурных форм дает весьма поучительный материал
для современной архитектуры.
В примитивные
эпохи создание несущего каркаса, этого основного конструктивного элемента,
было, пожалуй, единственной проблемой архитектуры.
Каменные стены,
проемы в них и балки перекрытия — вот почти и вся архитектура тех времен.
Несколько позднее, в период эллинской культуры, многие детали и их сочетания,
по существу, являлись лишь небольшими «отростками» несущего каркаса и часто
были совершенно от него неотделимы. Начиная с Микен и до Парфенона мы видим,
что балки из естественного камня по обработке аналогичны каменным блокам стен
и что большая часть задач строительства решалась вместе с возведением каркаса
сооружения.
Сегодня этот
единственный основной элемент древней архитектуры - каркас — видоизменился
настолько, что превратился фактически в легкую металлическую конструкцию, изготовление
которой составляет совсем небольшую часть всего объема строения. И если такая
металлическая конструкция своим характером даже напоминает шатровые постройки
древности, она все же отличается от нее самым существенным образом.
Каркас
современного здания в отличие от его древних прототипов зачастую не только не
является по своим размерам самой значительной частью всего сооружения, но,
как правило, уже не имеет решающего значения для его архитектурных форм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий