вторник, 31 июля 2012 г.

Конструкции и материалы в современной архитектуре


Строительные материалы и конст­рукции сами по себе не оказывают на архитектуру непосредственного влияния.
В далекой древности — в эпоху Микен или в еще более ранние эпо­хи, когда у человека почти не было возможностей обрабатывать строи­тельные материалы,— выбор их пред­лагала сама природа, единственный поставщик строительного материала, определяя тем самым и все способы строительства. Архитектуру этих при­митивных эпох можно назвать «гени­ем находок», ибо невозможность об­рабатывать строительные материалы заставляла искать их в готовом виде в природе. Подходящие глыбы камня, стволы деревьев, шкуры животных — вот в основном те материалы, кото­рые можно было использовать, а собственно архитектура состояла в их целесообразном сочетании.


Это примитивное искусство рож­дает в нас особое чувство восхище­ния первыми и скромными победами человеческого разума над грубой, не­тронутой природой. Здесь мы, несо­мненно, можем говорить о самом кон­кретном влиянии материалов и спо­собов строительства на архитектуру. Стоило бы даже отметить некую не­преложность этой зависимости.
И все же по мере развития при­чина и следствие не могут быть оди­наково просто обнаружены. На смену «чистым» элементам природы при­ходят обрабатываемые строительные материалы, которые все меньше на­поминают девственную природу, ис­пытывая постоянное воздействие спо­собов их обработки, а способы обра­ботки в свою очередь возникают и постоянно обновляются в процессе развития строительного искусства.
Архитектура, таким образом, во многом сама создает свой арсенал материалов и методов строительства.
Углубленный анализ убеждает нас в том, что история архитекту­ры не только последовательная сме­на одних законченных конструктив­ных решений другими; она, скорее, многосторонний процесс развития, который благодаря внутреннему вза­имодействию всех его факторов по­стоянно порождает новые решения, новые формы, новые строительные материалы, постоянно изменяет само использование строительных конст­рукций.
И вместо того, чтобы просто кон­статировать влияние материалов и конструкций па архитектуру, пра­вильнее будет не предвзято и внима­тельно рассмотреть этот внутренний процесс, попытаться определить ха­рактер происходящих в нем измене­ний. Рассмотрение эволюции архи­тектурных форм дает весьма поучи­тельный материал для современной архитектуры.
В примитивные эпохи создание несущего каркаса, этого основного конструктивного элемента, было, по­жалуй, единственной проблемой ар­хитектуры.
Каменные стены, проемы в них и балки перекрытия — вот почти и вся архитектура тех времен. Несколько позднее, в период эллинской культу­ры, многие детали и их сочетания, по существу, являлись лишь небольши­ми «отростками» несущего каркаса и часто были совершенно от него неот­делимы. Начиная с Микен и до Пар­фенона мы видим, что балки из есте­ственного камня по обработке ана­логичны каменным блокам стен и что большая часть задач строительства решалась вместе с возведением кар­каса сооружения.
Сегодня этот единственный основ­ной элемент древней архитектуры - каркас — видоизменился настолько, что превратился фактически в лег­кую металлическую конструкцию, из­готовление которой составляет сов­сем небольшую часть всего объема строения. И если такая металлическая конструкция своим характером даже напоминает шатровые построй­ки древности, она все же отличается от нее самым существенным образом.
Каркас современного здания в от­личие от его древних прототипов за­частую не только не является по сво­им размерам самой значительной ча­стью всего сооружения, но, как пра­вило, уже не имеет решающего зна­чения для его архитектурных форм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий