Можно считать, что у нас лишь недавно стали восхищаться старой отечественной
архитектурой—нашими древними сокровищами,— лишь недавно начали серьезно их изучать.
Но в нас, профессионалах, уже так укоренилось преклонение перед стариной, что
можно без преувеличения сказать: сегодня «авторитет древностей» реально
является главным критерием нашей работы. Широкая просветительская деятельность,
направленная на повышение общей культуры (а это прямая задача и архитекторов),
привлекает внимание публики к древней архитектуре, раскрывает людям ее идеалы
и эстетические ценности и, безусловно, создает благоприятные условия для архитектуры
современной.
Можно с удовольствием отметить, что повсеместно ведется изучение прошлого
нашей архитектуры, и результаты этой работы публикуются как для специалистов,
так и для широкого круга людей.
В связи с этим мне хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности
памятников нашей старой архитектуры и подробнее остановиться на специфике их
форм.
Когда бываешь в старых церквах, или смотришь на господскую усадьбу эпохи
Густава III \ или изучаешь крестьянскую постройку столетней давности, ловишь
себя на том, что ты совершенно захвачен эмоциональным звучанием этой
архитектуры. Возможно, ты покорен «живой» поверхностью, хранящей следы ручной
обработки, искусной чистотой форм и теми простыми линиями, которые столь
созвучны нашему ландшафту; а возможно, этот эмоциональный настрой возникает
благодаря печати времени, лежащей на строительном материале, его многовековой
патине.
Я склонен верить, что большинство людей (и, конечно, большинство
художников) предрасположено к постижению внутреннего эмоционального звучания
художественного произведения, и это особенно характерно для восприятия старой
архитектуры. Ее внутреннее содержание так завораживает, что мы чаще всего не
замечаем второстепенных деталей — да их, пожалуй, здесь и не найдешь.
Однако существует нечто, что вполне можно сравнить по силе впечатления с
этой повышенной эмоциональностью, а именно — неожиданное открытие нами
мотивов большой архитектуры, тех скромных признаков стиля, которые иногда
встречаются при изучении примитивных или несколько более развитых форм нашего
зодчества. Хорошо помню, с каким восторгом мы ощупывали один - единственный
известняковый портал монастырской церкви в Наан- тали2. Этот портал,
даже замысел его,— необыкновенно смелое решение для Финляндии той поры. Здесь
мы видим не только оживающую поверхность камня, но уже и живые формы. Здесь
— стиль; здесь мы соприкасаемся с настоящей архитектурой. Это —
проявление стиля в том виде, как его воспринимал создавший портал
скандинавский зодчий. Это — уже не переданное по наследству ремесло мастера
каменных дел, исполненное непосредственной радости труда; это — художественное
создание архитектора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий