вторник, 31 июля 2012 г.

Рационализм и человек


Состояние прикладного искусства сегодня довольно-таки сложное, и для его характеристики менее всего под­ходит противопоставление «тради­ции — современность».
Гораздо ближе к положению дел «тройное столкновение» в духе «Kri- tisk Revy»8: «традиции — современ­ность — реализм». Первые два поня­тия означают конкретные направле­ния творчества; под третьим же впол­не можно понимать рационализм.
Сейчас мы повсюду видим торже­ство «современности», хотя былая борьба ее приверженцев с традицио­налистами так и не принесла ей на­стоящей победы. В некотором смысле оба направления все более сближают­ся между собой и сообща составляют огромную фалангу формализма, вы­ступающую против рационального вйдения жизни и искусства. Пафос
этого натиска на рационализм можно сформулировать примерно так:
«Независимые от свойств пред­метного мира формы и игра форм сами по себе обладают весьма зна­чительной общечеловеческой ценно­стью. Действительно, рациональный метод творчества имеет право на су­ществование, но лишь как предвари­тельная стадия. Все попытки разви­вать на основе рационализма при­кладное искусство, этот действенный фактор нашей культуры, неминуемо ведут к выхолащиванию понятия «гу­манизм».
Давайте проверим состоятель­ность этих утверждений. Ведь пона­чалу даже возникает мысль, что они справедливы. Знакомство со многими созданными в последнее время «функ­ционально целесообразными» пред­метами заставляет человека относить-
Состояние прикладного искусства сегодня довольно-таки сложное, и для его характеристики менее всего под­ходит противопоставление «тради­ции — современность».
Гораздо ближе к положению дел «тройное столкновение» в духе «Kri- tisk Revy»8: «традиции — современ­ность — реализм». Первые два поня­тия означают конкретные направле­ния творчества; под третьим же впол­не можно понимать рационализм.
Сейчас мы повсюду видим торже­ство «современности», хотя былая борьба ее приверженцев с традицио­налистами так и не принесла ей на­стоящей победы. В некотором смысле оба направления все более сближают­ся между собой и сообща составляют огромную фалангу формализма, вы­ступающую против рационального вйдения жизни и искусства. Пафос
этого натиска на рационализм можно сформулировать примерно так:
«Независимые от свойств пред­метного мира формы и игра форм сами по себе обладают весьма зна­чительной общечеловеческой ценно­стью. Действительно, рациональный метод творчества имеет право на су­ществование, но лишь как предвари­тельная стадия. Все попытки разви­вать на основе рационализма при­кладное искусство, этот действенный фактор нашей культуры, неминуемо ведут к выхолащиванию понятия «гу­манизм».
Давайте проверим состоятель­ность этих утверждений. Ведь пона­чалу даже возникает мысль, что они справедливы. Знакомство со многими созданными в последнее время «функ­ционально целесообразными» пред­метами заставляет человека относить-
Состояние прикладного искусства сегодня довольно-таки сложное, и для его характеристики менее всего под­ходит противопоставление «тради­ции — современность».
Гораздо ближе к положению дел «тройное столкновение» в духе «Kri- tisk Revy»8: «традиции — современ­ность — реализм». Первые два поня­тия означают конкретные направле­ния творчества; под третьим же впол­не можно понимать рационализм.
Сейчас мы повсюду видим торже­ство «современности», хотя былая борьба ее приверженцев с традицио­налистами так и не принесла ей на­стоящей победы. В некотором смысле оба направления все более сближают­ся между собой и сообща составляют огромную фалангу формализма, вы­ступающую против рационального вйдения жизни и искусства. Пафос
этого натиска на рационализм можно сформулировать примерно так:
«Независимые от свойств пред­метного мира формы и игра форм сами по себе обладают весьма зна­чительной общечеловеческой ценно­стью. Действительно, рациональный метод творчества имеет право на су­ществование, но лишь как предвари­тельная стадия. Все попытки разви­вать на основе рационализма при­кладное искусство, этот действенный фактор нашей культуры, неминуемо ведут к выхолащиванию понятия «гу­манизм».

Комментариев нет:

Отправить комментарий