Проблема, которой посвящен этот номер журнала
«Arkkitehti»,— «национальное и интернациональное» — очень трудно поддается
четкому разрешению, когда речь заходит об архитектуре или о другом родственном
ей искусстве. Обычно национальное и интернациональное противопоставляют одно
другому, однако не следует думать, что в конечном счете так оно и есть.
Каждый человек рождается на какой-то территории,
окруженной границей, и это в большинстве случаев изначально определяет его
национальность.
Но ведь человек рож дается и в какой-то конкретной местности, а еще конкретнее — в пространстве, замкнутом четырьмя стенами. Отсюда следует, что истоки человеческой жизни определяются не столько национальностью, сколько местными чертами, берут начало из какой-то одной точки. И вот из этой точки деятельность человека выводит его на широкий простор жизни, и местное может перерасти в национальное, а затем в интернациональное. Таким образом, развитие человеческой личности — это процесс, начинающийся в одной точке и расширяющийся, подобно расходящимся по воде кругам. Но этот процесс не безграничен— он останавливается где-то между исходной точкой и абсолютной общностью всех людей.
Но ведь человек рож дается и в какой-то конкретной местности, а еще конкретнее — в пространстве, замкнутом четырьмя стенами. Отсюда следует, что истоки человеческой жизни определяются не столько национальностью, сколько местными чертами, берут начало из какой-то одной точки. И вот из этой точки деятельность человека выводит его на широкий простор жизни, и местное может перерасти в национальное, а затем в интернациональное. Таким образом, развитие человеческой личности — это процесс, начинающийся в одной точке и расширяющийся, подобно расходящимся по воде кругам. Но этот процесс не безграничен— он останавливается где-то между исходной точкой и абсолютной общностью всех людей.
Когда речь заходит об искусстве, говорить об этих
простейших вещах даже неуместно. Эрехтейоп, очевидно, первоначально служил
только одной нации, но затем превратился в явление интернациональное. И так
дело обстоит во всех искусствах: сфера законченного произведения значительно
шире, чем сфера его истоков, ее не ограничивает тот факт, что окончательный
результат близок к своим истокам и связан с ними самым тесным образом.
Разумеется, архитектура, неразрывно связанная с
землей, на которой она возникает, всегда носит в известной мере локальный
характер. Но при этом ее формы не только отмечены национальными или местными
чертами, но и обусловлены интернациональным воздействием тех процессов, которые
происходят во всем мире.
В итоге, какими бы ни были исходный момент и
конечная цель, именно благодаря их совокупности достигается результат,
органично сочетающий в себе национальное и интернациональное, а значит,
отвечающий требованиям современного мира, в котором эти понятия едва ли
отделимы одно от другого.
Kansallinen — kansainvalinen,
1967. Alvar Alto. Luonnoksia.
Комментариев нет:
Отправить комментарий