четверг, 27 сентября 2012 г.

Жилищное строительство в условиях старого города


«Die Stadtbau» опубликовал ceрию статей, рассматривающих идеальную архитектуру в том виде, в котором она была представлена на протяжении веков в различных так называемых шедеврах. Буонаротти, Вобан и некоторые другие были представлены своими талантливейшими статьями. Планировки, родившись первоначально из требований
обороны (техника сооружения крепостей), постепенно превращались в руках иных созидателей в легковесные орнаменты в стиле барокко, что в свою очередь привело к возникновению стерильных, чуждых жизни утопий, зачастую менее интересных с человеческой точки зрения, чем наихудший вариант «неархитектурного» города  Харбин или что-нибудь в этом роде.
Ни один из этих вариантов идеальных, чисто орнаментальных городов не осуществлен па практике.От этих искусственных планировок, в которых содержится много неосуществимого. мысль легко переносится в наши дни, к бойкой планировке современных городов. В настоящее время наблюдается устойчивый кризис. Этот кризис касается, с одной стороны, противоречий планировки города и соответствующей ей организации застройки, с другой стороны, современных методов строительства. Чем больше генплан исходит из понятия города как эстетического целого, тем острее кризис.

При ближайшем рассмотрении строительство с использованием старых принципов городской планировки представляет собой разрушение определенной формальной системы, несмотря на то что при этом делаются судорожные усилия сохранить внешний блеск. Особенно резко кризис проявляется в строительстве жилых домов. В любом случае можно заметить, что наибольший вред причиняется тем постройкам, которые в первую очередь должны отвечать требованиям гигиены света, рациональным и социально экономическим моментам, если принято решение строить большие объемы на сравнительно малых площадях ограничившись методами строительства, которые основаны на поверхностно понятых эстетических догмах.
В жилищном строительстве Финляндии в течение последних четыре лет господствовала жестокая конъюнктура (нынче, правда, она исчезает — таков мир!). Однако закончившийся строительный этап вызывает определенные мысли, ибо решения  чаще всего определялись старой, на половину готовой планировкой. Преобладающее большинство новостроек представляют доходные дома (жилищные кооперативы), расположенные в центре или в примыкающих к нему районах.
Хельсинки в этот период получили новый район — Тёёле. У нового рано но, как и у многих европейских городов, есть классические предшественники; подобно археологической Трое они представляют собой нагромождение семи городов, выстроенных один на другом. Сеть улиц решена по романтическим планам Ротенбурга, не избежав при этом компромисса с классическими схемами того времени. За тем следует множество модернизированных планировок и, наконец, достойное похвалы усердие во имя того чтобы в страшной спешке построит целый город при помощи предписаний, регламентирующих фасадный материал, высоту мансард, унифицированные формы крыш, уклоны и черепичное покрытие. Мы не видим попыток добиться, не отвергая поверхностных эстетических требований существенных обновлений на городских строительных площадках, при-надлежащих в этот период большей частью самому городу. В результате — безутешный жилой каньон: одноматериальность нескольких домов и одинаковая высота окоп и карнизов — вот единственная его отрада. Но все это напрасная работа, пе компенсирующая отсутствие более человечных планировок. Следовательно, надо изменить господствующее представление о том, что завершение наполовину застроенного района следует производить, исходя из поверхностной целостности и стилистического единства.
 


Архитектура — это не декорация,
это явление глубоко биологическое,
а может быть, еще в большей мере — этическое.
Алвар Аалто






Комментариев нет:

Отправить комментарий