«Die Stadtbau» опубликовал ceрию статей,
рассматривающих идеальную архитектуру в том виде, в котором она была
представлена на протяжении веков в различных так называемых шедеврах.
Буонаротти, Вобан и некоторые другие были представлены своими талантливейшими
статьями. Планировки, родившись первоначально из требований
обороны (техника сооружения крепостей), постепенно
превращались в руках иных созидателей в легковесные орнаменты в стиле барокко,
что в свою очередь привело к возникновению стерильных, чуждых жизни утопий,
зачастую менее интересных с человеческой точки зрения, чем наихудший вариант
«неархитектурного» города Харбин или что-нибудь в этом роде.
Ни один из этих вариантов идеальных, чисто
орнаментальных городов не осуществлен па практике.От этих искусственных
планировок, в которых содержится много неосуществимого. мысль легко переносится
в наши дни, к бойкой планировке современных городов. В настоящее время
наблюдается устойчивый кризис. Этот кризис касается, с одной стороны,
противоречий планировки города и соответствующей ей организации застройки, с
другой стороны, современных методов строительства. Чем больше генплан исходит
из понятия города как эстетического целого, тем острее кризис.
При ближайшем
рассмотрении строительство с использованием старых принципов городской планировки
представляет собой разрушение определенной формальной системы, несмотря на то
что при этом делаются судорожные усилия сохранить внешний блеск. Особенно резко
кризис проявляется в строительстве жилых домов. В любом случае можно заметить,
что наибольший вред причиняется тем постройкам, которые в первую очередь должны
отвечать требованиям гигиены света, рациональным и социально экономическим
моментам, если принято решение строить большие объемы на сравнительно малых
площадях ограничившись методами строительства, которые основаны на поверхностно
понятых эстетических догмах.
В жилищном строительстве Финляндии в течение последних
четыре лет господствовала жестокая конъюнктура (нынче, правда, она исчезает —
таков мир!). Однако закончившийся строительный этап вызывает определенные
мысли, ибо решения чаще всего определялись старой, на половину готовой
планировкой. Преобладающее большинство новостроек представляют доходные дома
(жилищные кооперативы), расположенные в центре или в примыкающих к нему
районах.
Хельсинки в этот период получили новый район — Тёёле. У нового рано но, как и у многих европейских городов, есть классические предшественники; подобно археологической Трое они представляют собой нагромождение семи городов, выстроенных один на другом. Сеть улиц решена по романтическим планам Ротенбурга, не избежав при этом компромисса с классическими схемами того времени. За тем следует множество модернизированных планировок и, наконец, достойное похвалы усердие во имя того чтобы в страшной спешке построит целый город при помощи предписаний, регламентирующих фасадный материал, высоту мансард, унифицированные формы крыш, уклоны и черепичное покрытие. Мы не видим попыток добиться, не отвергая поверхностных эстетических требований существенных обновлений на городских строительных площадках, при-надлежащих в этот период большей частью самому городу. В результате — безутешный жилой каньон: одноматериальность нескольких домов и одинаковая высота окоп и карнизов — вот единственная его отрада. Но все это напрасная работа, пе компенсирующая отсутствие более человечных планировок. Следовательно, надо изменить господствующее представление о том, что завершение наполовину застроенного района следует производить, исходя из поверхностной целостности и стилистического единства.
Хельсинки в этот период получили новый район — Тёёле. У нового рано но, как и у многих европейских городов, есть классические предшественники; подобно археологической Трое они представляют собой нагромождение семи городов, выстроенных один на другом. Сеть улиц решена по романтическим планам Ротенбурга, не избежав при этом компромисса с классическими схемами того времени. За тем следует множество модернизированных планировок и, наконец, достойное похвалы усердие во имя того чтобы в страшной спешке построит целый город при помощи предписаний, регламентирующих фасадный материал, высоту мансард, унифицированные формы крыш, уклоны и черепичное покрытие. Мы не видим попыток добиться, не отвергая поверхностных эстетических требований существенных обновлений на городских строительных площадках, при-надлежащих в этот период большей частью самому городу. В результате — безутешный жилой каньон: одноматериальность нескольких домов и одинаковая высота окоп и карнизов — вот единственная его отрада. Но все это напрасная работа, пе компенсирующая отсутствие более человечных планировок. Следовательно, надо изменить господствующее представление о том, что завершение наполовину застроенного района следует производить, исходя из поверхностной целостности и стилистического единства.
Архитектура — это не декорация,
это явление глубоко биологическое,
а может быть, еще в большей мере — этическое.
Алвар Аалто
Комментариев нет:
Отправить комментарий