Обратимся к
проблеме синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. В связи с этой темой мне,
прежде всего вспоминается пример из практики одного известного мне художественного
учебного заведения. В порядке конкурсного задания три студента — архитектор,
живописец и скульптор — должны были разработать совместный проект ванной ком-
паты. Такое наивное понимание синтеза архитектуры, живописи и скульптуры мне,
безусловно, чуждо. Работа трех разных людей — трех разных личностей—над одним
произведением искусства не имеет ничего общего с взаимодействием трех видов
искусства.
Центр тяжести здесь переносится с предмета искусства на личность человека. А отсюда следует опасная подмена искусства личностью художника. В очень редких случаях особо счастливое стечение обстоятельств может привести подобную «teamwork» к отрадным результатам. Всего же вероятнее, что среди этих таким образом объединенных людей, ни один не окажется настоящим художником. По-моему, гораздо лучше, если одна личность объединяет в себе сразу трех художников, нежели среди трех личностей не находится даже одного.
Центр тяжести здесь переносится с предмета искусства на личность человека. А отсюда следует опасная подмена искусства личностью художника. В очень редких случаях особо счастливое стечение обстоятельств может привести подобную «teamwork» к отрадным результатам. Всего же вероятнее, что среди этих таким образом объединенных людей, ни один не окажется настоящим художником. По-моему, гораздо лучше, если одна личность объединяет в себе сразу трех художников, нежели среди трех личностей не находится даже одного.
Фернан Леже
в наших беседах, говоря о роли архитектора, часто называл его «chef d'orchestre».
Искусства
действительно как бы образуют оркестр, дирижер которого — архитектор. Это
соображение несколько ближе подводит нас к пониманию гармонии между тремя
видами искусства. В древние времена даже и не помышляли о разделении этих
трех искусств, а теперь архитектура уже не так тесно связана с двумя другими
пластическими искусствами, хотя часто и предоставляет им известные возможности
в оформлении пространства.
И все же
между тремя видами искусства должна существовать глубочайшая взаимосвязь.
Чтобы подойти ближе к пониманию
этой взаимосвязи, я хотел бы выделить две стадии в процессе создания
художественного произведения, присущие, по моему мнении всем трем видам
искусства. В архитектуре можно найти
общее решение форм уже первой стадии—благодаря воображению и интуиции;
это означает, что основной
мотив произведения
можно до некоторой степени просто представить.
Воображение и интуиция необходимы и
для того, чтобы привести согласие те многие и часто противоположные элементы
(материальные социальные, экономические), которые определяют архитектуру.
Однако воображение и интуицию не порождают ничего,
кроме иллюзий. И хотя первоначальная идея; почти всегда оказывается верной тем
не менее необходимо обращение к материалу.
Из беседы с Алваром Аалто в феврале 1969 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий