вторник, 9 октября 2012 г.

Взаимодействие архитектуры, живописи и скульптуры


Обратимся к проблеме синтеза архитектуры, живописи и скульпту­ры. В связи с этой темой мне, прежде всего вспоминается пример из прак­тики одного известного мне художе­ственного учебного заведения. В по­рядке конкурсного задания три сту­дента — архитектор, живописец и скульптор — должны были разрабо­тать совместный проект ванной ком- паты. Такое наивное понимание син­теза архитектуры, живописи и скульп­туры мне, безусловно, чуждо. Рабо­та трех разных людей — трех разных личностей—над одним произведени­ем искусства не имеет ничего общего с взаимодействием трех видов искус­ства. 


Центр тяжести здесь перено­сится с предмета искусства на лич­ность человека. А отсюда следует опасная подмена искусства личностью художника. В очень редких слу­чаях особо счастливое стечение обсто­ятельств может привести подобную «teamwork» к отрадным результатам. Всего же вероятнее, что среди этих таким образом объединенных людей, ни один не окажется настоящим ху­дожником. По-моему, гораздо лучше, если одна личность объединяет в себе сразу трех художников, нежели сре­ди трех личностей не находится да­же одного.
Фернан Леже в наших беседах, говоря о роли архитектора, часто на­зывал его «chef d'orchestre».
Искусства действительно как бы образуют оркестр, дирижер которо­го — архитектор. Это соображение не­сколько ближе подводит нас к пони­манию гармонии между тремя вида­ми искусства. В древние времена да­же и не помышляли о разделении этих трех искусств, а теперь архи­тектура уже не так тесно связана с двумя другими пластическими искус­ствами, хотя часто и предоставляет им известные возможности в оформлении пространства.
И все же между тремя видами ис­кусства должна существовать глубо­чайшая взаимосвязь.
Чтобы подойти ближе к понима­нию этой взаимосвязи, я хотел бы выделить две стадии в процессе создания художественного произведения, присущие, по моему мнении всем трем видам искусства.  В архитектуре можно найти общее решение форм уже первой стадии—благодаря воображению и интуиции; это означает, что основной мотив произведения можно до некоторой степени просто представить.
Воображение и интуиция необходимы и для того, чтобы привести  согласие те многие и часто противоположные элементы (материальные социальные, экономические), которые определяют архитектуру.
Однако воображение и интуицию не порождают ничего, кроме иллюзий. И хотя первоначальная идея; почти всегда оказывается верной тем не менее необходимо обращение к материалу.

Из беседы с Алваром Аалто в феврале 1969 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий