В эстетике ХХ века
функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм,
воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной
жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным
направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления -
Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в
Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма
пропагандировала группа "Стиль".
Тезис "Форма должна соответствовать
функции, т.е. практическому применению" был выдвинут американским
архитектором Л.Салливеном еще в конце XIX века. В начале XX века
функциональность стала не только этической (безнравственно использовать
бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой
нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия
формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам
(функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению.
Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям
и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ
архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура,
лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в
процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени).
шдеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и
быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее
пространство помещения становилось динамичным, как бы "перетекало",
"свободно переливалось из интерьера в интерьер". Значительное
остекление создавало возможность единения человека с, окружающей жилище,
природой.
Функционализм был неоднозначным
архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут,
применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в
архитектуре, рационалист Л.Мис ван дер Роэ, выдвинувший идею совершенной
"универсальной формы" и новую концепцию пространства, в котором стена
приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с
окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма
Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье, один из
крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как
функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура
развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей
день. Достаточно вспомнить "пять принципов" Ле Корбюзье: дом на
железобетонных столбах с зеленой зоной между ними, плоская крыша, используемая
в качестве сада, гибкая планировка интерьера, сплошные горизонтально
протяженные окна, свободное решение фасада. Хотя Ле Корбюзье никогда не
абсолютировал функционализм.
Современная архитектура многим обязана
именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные,
коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным
решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным
планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и
пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все
последующее развитие современной архитектуры , были таковы, что их можно было
использовать применительно к национальным особенностям разных стран
(многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью
населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии; самые высокие жилые
здания - в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е
годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм
(Э. Мендельсон, "Башня Эйнштейна", Германия), национальный романтизм
(П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие
архитектуры не столь значительно.
Источник: rusprojektit.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий