вторник, 9 октября 2012 г.

Цели искусства



Говоря об искусстве, люди обычно различают только два его направле­ния. С одной стороны, термином «на­турализм» обозначают произведения, которые изображают природу, людей и все, что с ними связано, настолько правдоподобно, насколько это воз­можно; с другой стороны, в противо­положность «натурализму» выделя­ют беспредметное искусство, где ху­дожественные формы создаются толь­ко па основе рабочих материалов художника. Но это различение по­верхностно, ибо искусство, занимаю­щее в духовной жизни человека едва ли не центральное место, нельзя раз­делять подобным образом. Искусство в течение тысяч лет не могло, да и никогда не сможет освободиться от тесно связанной с природой челове­ческой среды. Вместе с тем нельзя и думать о том, чтобы лишить художе­ственное творчество независимости, возможности свободных поисков.


Что касается архитектуры, то ее проблемы и цели определились не­сколько иначе. Но и здесь в послед­ние десятилетия все чаще и чаще пе­ред архитектором ставят вопрос: «Аге you old-fashioned or modernСледо­вательно, и здесь мы встречаемся с разделением столь же поверхност­ным, что и в суждениях о других искусствах. Однако означает это раз­деление не то же самое. В архитек­туре старые, отжившие стилистиче­ские формы противостоят свободно­му формообразованию, тогда как в других искусствах речь идет о том, копировать природу или нет.
Архитектура также не может ос­вободиться от природных и человече­ских факторов, более того, она про­сто не имеет на это права. Она даже должна приближать природу к нам, «природу», понимаемую весьма ши­роко, включающую в себя человека, его города и все формы его сущест­вования. В архитектуре формы дол­жны развиваться по тем же самым принципам, что и в других искусст­вах, и здесь художественному вооб­ражению должна быть предоставле­на полная свобода. Однако тесная связь человека с природой, с окружа­ющим миром в архитектуре гораздо важнее, чем в других искусствах.
Борьба направлений в искусстве преследует общие цели, точно опре­делить которые я, однако, не в со­стоянии. Новые направления и в жи­вописи, и в скульптуре возникли, возможно, параллельно направлени­ям в архитектуре; впрочем, об этом нельзя судить поверхностно, и для полного осмысления этого необходим основательный и глубокий анализ.
Главное в искусстве: свободное формообразование и — человек в центре внимания.
The Arts.
Alvar Aalto. Band II1963—

Комментариев нет:

Отправить комментарий