Говоря об
искусстве, люди обычно различают только два его направления. С одной стороны,
термином «натурализм» обозначают произведения, которые изображают природу,
людей и все, что с ними связано, настолько правдоподобно, насколько это возможно;
с другой стороны, в противоположность «натурализму» выделяют беспредметное
искусство, где художественные формы создаются только па основе рабочих
материалов художника. Но это различение поверхностно, ибо искусство, занимающее
в духовной жизни человека едва ли не центральное место, нельзя разделять
подобным образом. Искусство в течение тысяч лет не могло, да и никогда не
сможет освободиться от тесно связанной с природой человеческой среды. Вместе с
тем нельзя и думать о том, чтобы лишить художественное творчество независимости,
возможности свободных поисков.
Что касается
архитектуры, то ее проблемы и цели определились несколько иначе. Но и здесь в
последние десятилетия все чаще и чаще перед архитектором ставят вопрос: «Аге you old-fashioned or modern?» Следовательно, и здесь мы встречаемся с разделением
столь же поверхностным, что и в суждениях о других искусствах. Однако означает
это разделение не то же самое. В архитектуре старые, отжившие стилистические
формы противостоят свободному формообразованию, тогда как в других искусствах
речь идет о том, копировать природу или нет.
Архитектура
также не может освободиться от природных и человеческих факторов, более того,
она просто не имеет на это права. Она даже должна приближать природу к нам,
«природу», понимаемую весьма широко, включающую в себя человека, его города и
все формы его существования. В архитектуре формы должны развиваться по тем же
самым принципам, что и в других искусствах, и здесь художественному воображению
должна быть предоставлена полная свобода. Однако тесная связь человека с
природой, с окружающим миром в архитектуре гораздо важнее, чем в других
искусствах.
Борьба
направлений в искусстве преследует общие цели, точно определить которые я,
однако, не в состоянии. Новые направления и в живописи, и в скульптуре
возникли, возможно, параллельно направлениям в архитектуре; впрочем, об этом
нельзя судить поверхностно, и для полного осмысления этого необходим
основательный и глубокий анализ.
Главное в
искусстве: свободное формообразование и — человек в центре внимания.
The Arts.
Alvar Aalto. Band II1963—
Комментариев нет:
Отправить комментарий