понедельник, 15 октября 2012 г.

Рабочий клуб



 
  

В 1923 г. Аалто органи­зовывает свою архитектур­ную  мастерскую в г. Ювяскюля, где он возводит несколько зданий, отмечен­ных влиянием неокласси­цизма. Самым крупным из них является так называе­мый Рабочий клуб, распо­ложенный на пересечении двух улиц центральной ча­сти города.
На первом этаже двух­этажного здания размеща­ются клубные комнаты, ре­сторан и подсобные поме­щения, на втором — зри- тельный зал. Объем зала — глухой, лишь со стороны главного фасада, выходя­щего на улицу Вайнонкату, он украшен большим трой­ным окном с балконом. Зал приподнят над землей па опорах в виде круглых дорических колони, плоско­сти между которыми остек­лены. Вход в зал смещен к краю здания и представля­ет собой декорированную медную дверь с козырьком, опирающимся па две накло­ненные вперед стойки.
Аалто впоследствии го­ворил, что, проектируя это общественное сооружение, он вдохновлялся архитек­турой итальянских палац­цо эпохи Возрождения.


Ювяскюля, 1923—1925.
 Kohkурсный проект, 1923,
 1-я премия

 

Памяти Анри ван де Вельде

Творчество Анри ван де Вель­де-великого родоначальника движе­ния во имя нового возрождения ис­кусств на Европейском континенте— явилось одной из первых стадий того развития, которое привело архитекту­ру к созданию форм, созвучных на­шей эпохе.
Ван де Вельде ушел из жизни, ко­гда ему было почти 95 лет—пример творчески жизненной силы, которая в своем расцвете раздвигает и физи­ческие, и временные границы, счи­тающиеся нормой для человека. Пе­риод, разделяющий современность и эпоху «L'Art Nouveau», по своему со­держанию кажется гораздо более дол­гим, если судить о нем лишь по чис­лу лет. Огромно значение личности, в чьем творчестве на протяжении всей жизни столь ярко прослеживается вся многогранность этого замечательного периода.

Музей финской архитектуры

Союз финских архитекторов при­нял решение преобразовать свой фо­тоархив в Музей финской архитекту­ры и передать его в собственность ор­ганизациям, обладающим более широ­кой материальной базой. Архитекту­ра, одна из важнейших форм нашей культуры, тем не менее до недавних пор оставалась, пожалуй, единствен­ным видом искусства, которое не имело своего действующего музея. Вместе с тем характер архитекту­ры таков, что она является наиболее активной формой национальной куль­туры по сравнению с другими искус­ствами. Скажем так: архитектура определяет лицо страны, се общую картину, тот уклад жизни, благода­ря которому национальная культура обретает возможности для своего роста.

Финляндия строит

Сегодня довольно сложно охарак­теризовать положение архитектуры в Финляндии, поскольку она выступает как синтез труднопознаваемого ис­кусства и повседневной утилитарной практики. Она должна касаться каж­дого человека, хотя бы в какой-то ме­ре доходить до сознания всех людей. С целью развития понимания архи­тектуры в Финляндии и в результате длительной работы архитектурной об­щественности удалось организовать большую выставку архитектуры в Лтенеуме. Выставка широко пока­зывает достижения финской архитек­туры за последние несколько лет. Всего на выставке экспонировалось 170 работ.

вторник, 9 октября 2012 г.

Взаимодействие архитектуры, живописи и скульптуры


Обратимся к проблеме синтеза архитектуры, живописи и скульпту­ры. В связи с этой темой мне, прежде всего вспоминается пример из прак­тики одного известного мне художе­ственного учебного заведения. В по­рядке конкурсного задания три сту­дента — архитектор, живописец и скульптор — должны были разрабо­тать совместный проект ванной ком- паты. Такое наивное понимание син­теза архитектуры, живописи и скульп­туры мне, безусловно, чуждо. Рабо­та трех разных людей — трех разных личностей—над одним произведени­ем искусства не имеет ничего общего с взаимодействием трех видов искус­ства. 


Цели искусства



Говоря об искусстве, люди обычно различают только два его направле­ния. С одной стороны, термином «на­турализм» обозначают произведения, которые изображают природу, людей и все, что с ними связано, настолько правдоподобно, насколько это воз­можно; с другой стороны, в противо­положность «натурализму» выделя­ют беспредметное искусство, где ху­дожественные формы создаются толь­ко па основе рабочих материалов художника. Но это различение по­верхностно, ибо искусство, занимаю­щее в духовной жизни человека едва ли не центральное место, нельзя раз­делять подобным образом. Искусство в течение тысяч лет не могло, да и никогда не сможет освободиться от тесно связанной с природой челове­ческой среды. Вместе с тем нельзя и думать о том, чтобы лишить художе­ственное творчество независимости, возможности свободных поисков.


Гнутое дерево



Чтобы добиться в архитектуре практических результатов и достичь выразительности форм, вовсе необя­зательно исходить из соображений рациональности или технической оп­равданности, возможно, этого вообще не следует делать. Нужно дать про­стор фантазии. Так чаще всего я  поступал, экспериментируя с де­ревом.
Формы, представляющие собой чистую, лишенную какой-либо прак­тической цели игру воображения, приводили в ряде случаев к созданию практически используемых форм лет этак через десять.