Совершенно ясно, что тот рационализм, который
складывался как метод на протяжении последних десяти лет, обнаруживает свои
недостатки во многих отношениях, чаще всего именно в связи с понятием «гуманизм». Но весь вопрос в том, явятся ли «свободные формы», то есть формализм, панацеей
от всех зол? «Современный дизайн» отвечает на это весьма красноречиво. Ведь на
самом деле «современность» пробила себе дорогу за счет авторитета рационализма,
а не с помощью собственных средств. Ее приверженцы
суетились среди того мира форм, рождению которого некогда способствовало исследование
новых материалов, новых процессов, новых социальных условий и т.д., и наконец
превратили ее во внешне привлекательный винегрет, составленный из хромированных
трубок, стеклянных пластин, кубических объемов и дразнящих красок.
Им казалось, будто сделано все возможное, чтобы новая архитектура получила более приветливый и, как я могу предположить, к тому же более человечный облик. Но на деле они вызвали впечатление мертвенности, ощущение полного отсутствия человеческого начала. Причина того, что столь влиятельное сегодня направление прикладного искусства на поверку оказалось столь бесчувственным, кроется отчасти в совершенно ничтожной доле человеческих целей среди всех движущих этим направлением мотивов. Как бы то ни было, производство «функциональных форм» приняло настолько широкий размах, что уже сейчас можно понять: взаимная независимость формы и функции вовсе не гарантирует более удобных и более близких человеку предметов, более гуманной материальной среды.
Им казалось, будто сделано все возможное, чтобы новая архитектура получила более приветливый и, как я могу предположить, к тому же более человечный облик. Но на деле они вызвали впечатление мертвенности, ощущение полного отсутствия человеческого начала. Причина того, что столь влиятельное сегодня направление прикладного искусства на поверку оказалось столь бесчувственным, кроется отчасти в совершенно ничтожной доле человеческих целей среди всех движущих этим направлением мотивов. Как бы то ни было, производство «функциональных форм» приняло настолько широкий размах, что уже сейчас можно понять: взаимная независимость формы и функции вовсе не гарантирует более удобных и более близких человеку предметов, более гуманной материальной среды.
Полагаю, все согласятся со мной, что изделия, которые
вполне можно назвать рациональными, зачастую страдают отсутствием ощутимой человечности.
Но если мысленно исключить возможность восполнить этот недостаток с помощью
«выразительной формы» и постараться получше рассмотреть конкретные примеры, то
вскоре можно убедиться, что подобные предметы рациональны далеко не во всех
отношениях. Первоначально
рационализм понимали как нечто, связанное со способом
изготовления. Нельзя утверждать, что первые проявления рационализма носили
сугубо технический характер, хотя, конечно, технические требования определяли
в них очень многое. Представим себе стул из гнутых металлических трубок,
скажем одну из первых моделей Марселя Брейера9. Ясно видно, что
здесь конструктором руководило желание создать предмет более легкий, более гигиеничный,
не менее удобный, чем прежние образцы, и одновременно — наиболее пригодный
для современного промышленного производства. И готовое изделие приобрело вид,
в первую очередь обязанный способу изготовления изделия. С точки зрения промышленного
производства эластичное сиденье, собранное из нескольких изогнутых трубок и
натянутого между ними куска ткани, — гениальное решение. В этом отношении, а
также благодаря простоте конструкции стул вполне можно назвать рациональным.
Однако к стулу, начинающему служить человеку, предъявляется бесчисленное
множество совсем иных требований. И только тогда, когда качества предмета будут
в достаточной мере отвечать всем этим требованиям, не противоречащим одно
другому, его решение можно будет считать полностью рациональным.
Слово «рационализм» можно трактовать по-разному.
Однако главный смысл его в том, чтобы выполнение всех разумных требований было
бы полным, составило целостный, лишенный внутренних противоречий результат.
При желании можно перечислить те требования, которым не отвечает стул Брейера:
предмет, являющийся повседневной частью человеческого быта, не должен слишком
сильно отражать свет, не должен быть неуместным резонатором звука; предмет,
которым человек пользуется постоянно, не должен изготовляться из материалов,
хорошо проводящих тепло. Вот только три недостатка металлического трубчатого
стула. Можно перечислить и еще ряд требований, в отношении которых результат
конструкторской мысли оказался негативным. Основной упрек таким стульям состоит
в том, что они «неуютны». Это нарекание справедливо.
Однако если под словом «уют» мы будем понимать нечто
неопределенное, нечто вроде абстрактного «menschli- ch.es» *,
если будем думать, что «уют» создается только с помощью традиционных форм,—мы
окажемся на неверном пути. Отрицательные качества металлического стула —
сильное отражение его поверхностью света и звука, его большая теплопроводность
— это строго научные характеристики, которые противостоят мистическому
понятию «уют».
Следует заметить, что и наиболее рациональные творения
современной архитектуры несовершенны именно из-за своего несоответствия требованиям
человеческого быта, потребностям нашего организма, наших чувств.
Таким образом, можно считать, что одним из путей
создания подлинно человечной материальной среды является расширение понятия
«рационализм». Нам следует значительно расширить число анализируемых качеств
предметного мира. Разнообразные требования, предъявляемые к окружающим нас
предметам, составляют как бы шкалу, подобную цветовому спектру. В красной
части спектра сосредоточены социальные проблемы, в оранжевой — вопросы,
связанные с производством предметов, и т. д., вплоть до невидимой нашему
глазу ультрафиолетовой части, где, возможно, и таятся ускользающие от точного
определения чисто человеческие потребности. При анализе какого-то предмета в
целом именно в этой области нам откроется много новых проблем. Само собой разумеется,
они не будут ограничены вопросами, взятыми мною наугад при рассмотрении качеств
металлического стула.
Комментариев нет:
Отправить комментарий