вторник, 9 октября 2012 г.

Взаимодействие архитектуры, живописи и скульптуры


Обратимся к проблеме синтеза архитектуры, живописи и скульпту­ры. В связи с этой темой мне, прежде всего вспоминается пример из прак­тики одного известного мне художе­ственного учебного заведения. В по­рядке конкурсного задания три сту­дента — архитектор, живописец и скульптор — должны были разрабо­тать совместный проект ванной ком- паты. Такое наивное понимание син­теза архитектуры, живописи и скульп­туры мне, безусловно, чуждо. Рабо­та трех разных людей — трех разных личностей—над одним произведени­ем искусства не имеет ничего общего с взаимодействием трех видов искус­ства. 


Цели искусства



Говоря об искусстве, люди обычно различают только два его направле­ния. С одной стороны, термином «на­турализм» обозначают произведения, которые изображают природу, людей и все, что с ними связано, настолько правдоподобно, насколько это воз­можно; с другой стороны, в противо­положность «натурализму» выделя­ют беспредметное искусство, где ху­дожественные формы создаются толь­ко па основе рабочих материалов художника. Но это различение по­верхностно, ибо искусство, занимаю­щее в духовной жизни человека едва ли не центральное место, нельзя раз­делять подобным образом. Искусство в течение тысяч лет не могло, да и никогда не сможет освободиться от тесно связанной с природой челове­ческой среды. Вместе с тем нельзя и думать о том, чтобы лишить художе­ственное творчество независимости, возможности свободных поисков.


Гнутое дерево



Чтобы добиться в архитектуре практических результатов и достичь выразительности форм, вовсе необя­зательно исходить из соображений рациональности или технической оп­равданности, возможно, этого вообще не следует делать. Нужно дать про­стор фантазии. Так чаще всего я  поступал, экспериментируя с де­ревом.
Формы, представляющие собой чистую, лишенную какой-либо прак­тической цели игру воображения, приводили в ряде случаев к созданию практически используемых форм лет этак через десять.


четверг, 27 сентября 2012 г.

Жилищное строительство в условиях старого города


«Die Stadtbau» опубликовал ceрию статей, рассматривающих идеальную архитектуру в том виде, в котором она была представлена на протяжении веков в различных так называемых шедеврах. Буонаротти, Вобан и некоторые другие были представлены своими талантливейшими статьями. Планировки, родившись первоначально из требований
обороны (техника сооружения крепостей), постепенно превращались в руках иных созидателей в легковесные орнаменты в стиле барокко, что в свою очередь привело к возникновению стерильных, чуждых жизни утопий, зачастую менее интересных с человеческой точки зрения, чем наихудший вариант «неархитектурного» города  Харбин или что-нибудь в этом роде.
Ни один из этих вариантов идеальных, чисто орнаментальных городов не осуществлен па практике.От этих искусственных планировок, в которых содержится много неосуществимого. мысль легко переносится в наши дни, к бойкой планировке современных городов. В настоящее время наблюдается устойчивый кризис. Этот кризис касается, с одной стороны, противоречий планировки города и соответствующей ей организации застройки, с другой стороны, современных методов строительства. Чем больше генплан исходит из понятия города как эстетического целого, тем острее кризис.

Национальное - интернациональное


Проблема, которой посвящен этот номер журнала «Arkkitehti»,— «национальное и интернациональное» — очень трудно поддается четкому разрешению, когда речь заходит об архитектуре или о другом родственном ей искусстве. Обычно национальное и интернациональное противопоставляют одно другому, однако не следует думать, что в конечном счете так оно и есть.
Каждый человек рождается на какой-то территории, окруженной границей, и это в большинстве случаев изначально определяет его национальность. 


среда, 26 сентября 2012 г.

Мечты архитектора о рае


.. .Повсюду в мире: скажем, в Уругвае, в Англии, в Скандинавии, в Южной Африке — во многих странах работают сейчас творчески сплоченные группы людей, называющих себя архитекторами, и они стремятся — да, скажу так — дать миру новую, реальную альтернативу. Медленно, постепенно освобождаясь от формалистических влияний, они вступают на новый путь; сегодня они -«garde d'honneur», отряд борцов сражающийся в тяжелых условия: за гуманизацию современной техники.
Несколько дней назад в Париже я беседовал с одним из моих заказчиков о такой простой вещи, как вентиляция. Oн сказал: «Техника sans esprit* —самая скверная штука в мире». И он был прав. 



вторник, 25 сентября 2012 г.

Дерево как строительный материал


Легкость, с какой дерево поддается механической обработке, обычно служит предпосылкой создания из него различных архитектурных форм. Деревянное зодчество едва ли не каждой цивилизаций представляло собой «экспериментальную мастерскую», где закладывались основы будущих совершенных конструктивных решений и развитой культуры форм. Подавляющая масса строительных элементов из дерева производится в северных или близких им по климату странах. Несмотря на эту локализацию, зоны распространения дерева на земном шаре чрезвычайно обширны. Другим важным обстоятельством для нас является богатый выбор сортов древесины, а на основе выбора — самые широкие возможности в формообразовании.