Обратимся к
проблеме синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. В связи с этой темой мне,
прежде всего вспоминается пример из практики одного известного мне художественного
учебного заведения. В порядке конкурсного задания три студента — архитектор,
живописец и скульптор — должны были разработать совместный проект ванной ком-
паты. Такое наивное понимание синтеза архитектуры, живописи и скульптуры мне,
безусловно, чуждо. Работа трех разных людей — трех разных личностей—над одним
произведением искусства не имеет ничего общего с взаимодействием трех видов
искусства.
вторник, 9 октября 2012 г.
Цели искусства
Говоря об
искусстве, люди обычно различают только два его направления. С одной стороны,
термином «натурализм» обозначают произведения, которые изображают природу,
людей и все, что с ними связано, настолько правдоподобно, насколько это возможно;
с другой стороны, в противоположность «натурализму» выделяют беспредметное
искусство, где художественные формы создаются только па основе рабочих
материалов художника. Но это различение поверхностно, ибо искусство, занимающее
в духовной жизни человека едва ли не центральное место, нельзя разделять
подобным образом. Искусство в течение тысяч лет не могло, да и никогда не
сможет освободиться от тесно связанной с природой человеческой среды. Вместе с
тем нельзя и думать о том, чтобы лишить художественное творчество независимости,
возможности свободных поисков.
Гнутое дерево
Чтобы добиться в архитектуре
практических результатов и достичь выразительности форм, вовсе необязательно
исходить из соображений рациональности или технической оправданности, возможно,
этого вообще не следует делать. Нужно дать простор фантазии. Так чаще всего я поступал, экспериментируя с деревом.
Формы, представляющие собой
чистую, лишенную какой-либо практической цели игру воображения, приводили в
ряде случаев к созданию практически используемых форм лет этак через десять.
четверг, 27 сентября 2012 г.
Жилищное строительство в условиях старого города
«Die Stadtbau» опубликовал ceрию статей,
рассматривающих идеальную архитектуру в том виде, в котором она была
представлена на протяжении веков в различных так называемых шедеврах.
Буонаротти, Вобан и некоторые другие были представлены своими талантливейшими
статьями. Планировки, родившись первоначально из требований
обороны (техника сооружения крепостей), постепенно
превращались в руках иных созидателей в легковесные орнаменты в стиле барокко,
что в свою очередь привело к возникновению стерильных, чуждых жизни утопий,
зачастую менее интересных с человеческой точки зрения, чем наихудший вариант
«неархитектурного» города Харбин или что-нибудь в этом роде.
Ни один из этих вариантов идеальных, чисто
орнаментальных городов не осуществлен па практике.От этих искусственных
планировок, в которых содержится много неосуществимого. мысль легко переносится
в наши дни, к бойкой планировке современных городов. В настоящее время
наблюдается устойчивый кризис. Этот кризис касается, с одной стороны,
противоречий планировки города и соответствующей ей организации застройки, с
другой стороны, современных методов строительства. Чем больше генплан исходит
из понятия города как эстетического целого, тем острее кризис.
Национальное - интернациональное
Проблема, которой посвящен этот номер журнала
«Arkkitehti»,— «национальное и интернациональное» — очень трудно поддается
четкому разрешению, когда речь заходит об архитектуре или о другом родственном
ей искусстве. Обычно национальное и интернациональное противопоставляют одно
другому, однако не следует думать, что в конечном счете так оно и есть.
Каждый человек рождается на какой-то территории,
окруженной границей, и это в большинстве случаев изначально определяет его
национальность.
среда, 26 сентября 2012 г.
Мечты архитектора о рае
.. .Повсюду в мире: скажем, в Уругвае, в Англии, в
Скандинавии, в Южной Африке — во многих странах работают сейчас творчески
сплоченные группы людей, называющих себя архитекторами, и они стремятся — да,
скажу так — дать миру новую, реальную альтернативу. Медленно, постепенно
освобождаясь от формалистических влияний, они вступают на новый путь; сегодня
они -«garde d'honneur», отряд борцов сражающийся в тяжелых условия: за
гуманизацию современной техники.
Несколько дней назад в Париже я беседовал с одним из моих заказчиков о такой простой вещи, как вентиляция. Oн сказал: «Техника sans esprit* —самая скверная штука в мире». И он был прав.
Несколько дней назад в Париже я беседовал с одним из моих заказчиков о такой простой вещи, как вентиляция. Oн сказал: «Техника sans esprit* —самая скверная штука в мире». И он был прав.
вторник, 25 сентября 2012 г.
Дерево как строительный материал
Легкость, с какой дерево поддается
механической обработке, обычно служит предпосылкой создания из него различных
архитектурных форм. Деревянное зодчество едва ли не каждой цивилизаций
представляло собой «экспериментальную мастерскую», где закладывались основы
будущих совершенных конструктивных решений и развитой культуры форм.
Подавляющая масса строительных элементов из дерева производится в северных или
близких им по климату странах. Несмотря на эту локализацию, зоны
распространения дерева на земном шаре чрезвычайно обширны. Другим важным
обстоятельством для нас является богатый выбор сортов древесины, а на основе
выбора — самые широкие возможности в формообразовании.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)